Как узнать – существуют ли Ваши проблемы на самом деле?


К слову “проблема” нынче очень странное отношение. С одной стороны, мы отовсюду слышим о проблемах: личных проблемах, проблемах экологии, общественных проблемах, экономических проблемах, научных проблемах… С другой стороны, психологи, тренеры личностного роста, великое множество интернет-источников и мотивационных картинок твердят: «проблема» – слово какое-то «нехорошее», его нельзя употреблять, что проблем вроде как и не существует вовсе.
Однако, вот ведь удивительная вещь:

каждый раз, когда мы сталкиваемся со сложной ситуацией, слово «проблема» так или иначе приходит к нам на ум.

Что же такое “проблема”?

Для этого, нужно просто узнать происхождение этого слова:
Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но не известно, как это сделать. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно поставленная проблема, уводит в сторону от разрешения подлинных проблем.
Таким образом, слово “проблема” само по себе – не несёт никакого негативного смысла, оно лишь обозначает ситуацию, в которой нужно разобраться, чтобы иметь возможность правильно её понять и оценить. А уже по результатам этой оценки — найти правильный путь её решения (если вообще что-то в ней требует решения).
Недостаточно полное видение ситуации, отсутствие необходимых для её верной оценки ресурсов, приводит к тому, что человек может начать неадекватно реагировать и действовать, чем создаёт новые проблемные ситуации – и себе и другим.

Наглядный пример: совсем маленький ребёнок ходит с мамой по большому магазину. Малыша что-то привлекло на прилавке и между ним и мамой оказалось несколько человек, которые загораживают её от него или она зашла за угол прилавка… В-общем: ребёнок обернулся и осознал, что мамы рядом нет, или вернее сказать – он её НЕ ВИДИТ!

Что происходит в мыслях ребёнка в этот момент?  Он обнаружил, что у него есть проблема: чтобы выжить ему НУЖНО быть рядом с мамой, но КАК это сделать в данный момент – он, будучи маленьким ребёнком, еще не знает. Не имея необходимого жизненного опыта, он реагирует на ситуацию эмоционально, мгновенно преувеличивает масштаб проблемы: “мама пропала, я потерялся, всё – конец мне!”. В результате у него начинается паника. В самом лучшем случае – срабатывает “предохранительный механизм”, запрограммированный природой на такую ситуацию у всех детёнышей живых существ: мощный звуковой сигнал “АААААА!!!”, по которому мама безошибочно узнаёт местоположение и состояние своего ребёнка и «спасает» его. Радость, слёзы-сопли и (стрессовый) опыт в копилку – проблема решена!
Однако, бывает и хуже: ребёнок в панике пытается найти маму. Вместо того, чтобы оставаться на месте, чтобы мама, спохватившись, прошла по своему маршруту назад, туда где в последний раз они были вместе, он начинает метаться по магазину. Тем самым лишая маму возможности найти его. Он даже может выбежать на улицу – вот это уже целый букет гораздо больших проблем, который появился из-за отсутствия необходимых ресурсов. Среди таких ресурсов в первую очередь: отсутствия жизненного опыта или чётких инструкций для таких ситуаций, неумение контролировать эмоциональные «всплески».
Разумеется, если бы он мог в этот момент взглянуть на ситуацию с высоты жизненного опыта взрослого человека, то легко бы понял, что проблема решается просто.
Возможно Вы сейчас скажете: “Ну, это же ребёнок, с ним-то всё понятно! Вот у нас, у взрослых – вот это проблемы, настоящие!”
Позвольте я Вам отвечу с позиции своего многолетнего опыта коуча и консультанта: подавляющее большинство взрослых людей в проблемной ситуации ведут себя точно так же. Только обстоятельства у них другие и внешние проявления чуть отличаются  (хотя “АААААА!!” тоже бывает)И точно так же они создают себе массу новых проблем, начиная метаться или доводя себя до таких эмоциональных состояний, в которых адекватно оценить ситуацию и действовать в ней – почти невозможно.
Итак, можно сразу сказать, что главная “проблема проблемы” – это наше к ней отношение. То эмоциональное состояние, которое наступает у нас в тот момент, когда мы осознаём наличие проблемы как таковой.
Как правило, сама проблема не в состоянии оказать на нас большого влияния, если мы не раздуваем её, если не позволяем себе погрузиться слишком глубоко в переживания. Ключ к решению проблем кроется прежде всего в умении всегда чётко видеть ту границу, которая проходит между тем, что происходит снаружи и тем, как мы внутри себя реагируем на происходящее. Как ни странно, очень многие не в состоянии сознательно производить это разграничение.
В данном случае это значит, что для того чтобы научиться эффективно работать с неизбежно появляющимися в нашей жизни проблемами, нужно научиться в первую очередь – управлять своим состоянием. Только будучи в оптимальном состоянии можно принимать оптимальные решения.
Если, в случае какой-то неудачи, Вы оказываетесь надолго “выбитым из колеи”, неделями пребываете в состоянии оцепенения или ярости, депрессии и тому подобных – то знайте, что Вы не одиноки! Таких людей большинство.
Но есть люди, которые научились для начала сокращать сокращать время своих переживаний – с недель до пары дней, потом – с дней до часов и даже – да, вот оно мастерство! – до считанных секунд! Что бы ни случилось – они практически мгновенно умеют переключить внимание с того, что происходит внутри их эмоций на те задачи, которые нужно решить.
Мало того, они умеют не утомлять себя переживаниями, а направить всю “отрицательную” энергию и эмоции в качестве “топлива” для решения возникающих в связи с проблемой задач. Это и становится залогом их успешности, благополучия и отменного психического (и, косвенно – физического) здоровья!

Как научиться управлять своим состоянием?

Вот два простых упражнения, которые очень помогут Вам научиться быстро выходить из проблемного состояния и негативных эмоций.

Упражнение 1

Поставьте себе в телефоне таймер, например – на 40 минут. Каждый раз, когда он подаст сигнал – дайте себе команду “Стоп!”. Оцените своё состояние в этот момент. Что Вы чувствуете? Каков ход Ваших мыслей? Вообразите, что над Вами висит видеокамера и Вы можете посмотреть на экран и увидеть себя со стороны. Как ведет себе человек на экране?
Проделайте это упражнение в течение 2-3 дней. Вы заметите, что всё лучше контролируете своё состояние. Поначалу сигнал таймера будет вызывать у Вас дискомфорт и некоторую нервозность. Но вскоре Вы заметите, что это стало простой рутиной. А еще через 1-2 дня привычка время от времени тестировать свое состояние станет почти автоматической. Когда возникнет какая-то проблемная ситуация, Вы сами сможете мгновенно сказать себе “Стоп!” и оценить свои эмоции. А, оценив, Вы уже ни за что не «провалитесь» в негатив и сможете сосредоточиться не на эмоциях, а на решении возникшей задачи, в которую мгновенно превратится проблема.

Упражнение 2

Время от времени «замедляйтесь». Попробуйте иногда делать что-либо в крайне замедленном темпе. Медленно-медленно помешивайте ложечкой сахар в чашке. Медленно-медленно причёсывайтесь. Медленно-медленно-медленно… И наблюдайте за собой, своими движениями, ощущениями. Самые обыденные действия вдруг обнаруживают в себе целую гамму движений, ощущений. И это – отличная тренировка. Потому что нам часто не хватает этого “медленно-медленно-медленно” для того, чтобы начать лучше осознавать свою жизнь, свои быстрые перемены чувств и эмоций.

Попробуйте! Вы удивитесь сами себе.

>