Как “зарядить” аудиторию?

Как профессиональные ораторы управляют эмоциями своей аудитории? О чем полезно знать начинающим ораторам, когда они хотят научиться “рулить” энергетикой в зале?

Успех публичного выступления в значительной степени зависит от умения оратора управлять эмоциями аудитории. Хочу ещё раз подчеркнуть тот факт, что в ходе публичного выступления аудитория реагирует в первую очередь “сердцем”, эмоционально. И уже потом, каждый логически “объясняет” себе, почему он принял то или иное решение. Этим реальное выступление перед людьми отличается от прослушивания его в записи или просмотра на видео – “дыхание зала”, эмоции аудитории оказывают сильнейшее влияние на людей, сидящих в зале.

Поэтому на управление эмоциями аудитории, её энергетике, оратор должен обращать особое внимание. Иногда аудитория находится уже и так в “подходящем” состоянии, а иногда её нужно “довести до кондиции”, помочь людям в зале войти в нужное для правильного восприятия настроение.
Управление энергетикой зала состоит из нескольких основных задач, которые составляют постоянный цикл внимания оратора в ходе выступления:
  • Оценка текущего уровня энергетики
  • Подстройка к текущему уровню энергетики
  • Перевод аудитории от текущего к желаемому уровню энергетики

Оценка уровня энергетики аудитории

Одна из типичных ошибок ораторов – начало выступления на уровне энергетики, слишком сильно отличающемся от текущего состояния аудитории.

Представьте себе такую картину: Вы пришли послушать чьё-то выступление вечером, после тяжелого рабочего дня… или наоборот – рано утром, ещё не полностью проснувшись или после сытного обеда, когда состояние вялое. Энергетика такой аудитории с большой вероятностью – ниже 10 (по 20-ти балльной шкале). И вдруг… на сцену буквально “вылетает” оратор, начинает с бешенной энергией к чему-то призывать, буря эмоций, жесты, горящий взгляд… Как Вам такой вариант? Брр-р! Скорее всего, такой оратор если и вызовет реакцию, то резко отрицательную.

Другой пример: в аудитории – состояние праздника, бурное настроение, энергетика “зашкаливает” за 18 баллов (по 20-ти балльной шкале)! И тут… на сцену выходит флегматичный оратор-лектор и начинает неторопливо “вещать” в аудиторию… вдумчиво… периодически “уходя в себя”… … … монотонно и неподвижно. Что произойдёт? Аудитория либо не заметит такого оратора вовсе, либо буквально “сметёт” его со сцены!
В чём же ключевая ошибка обоих ораторов? Они не оценили текущую энергетику аудитории, не “настроились” с аудиторией на единую “волну”.
Умение быстро оценивать уровень энергетики аудитории и направление её изменения в текущий момент – очень важный навык оратора. Тем более необходимо замечать малейшие изменения энергетики, если Ваше выступление достаточно продолжительное по времени. В этом случае Вы должны уметь чутко реагировать,  и всегда быть активным наблюдателем и корректировать своё поведение, чтобы поддерживать аудиторию в оптимальном состоянии.
Хорошее планирование выступления также включает в себя и план управления состоянием аудитории. Полезно предусмотреть возможные варианты выступления при разных исходных уровнях энергетики и приёмы для её изменения в ходе выступления.

Подстройка и ведение

Существует много способов подстройки. Среди них – подстройка по словам, умение говорить так, чтобы Ваша речь могла создавать нужные состояния в аудитории, красноречие.
Также, есть поведенческая подстройка под текущий “уровень энергетики” в аудитории.
Чем ближе будет Ваш уровень энергетики к уровню энергетики в зале, тем скорее аудитория начнёт считать Вас “своим”, тем больше к Вам доверия и готовности следовать за Вами. В ходе выступления, Ваша энергетика должна быть всегда чуть-чуть выше, чем у аудитории, чтобы оставаться влияющим фактором. Таким образом, Вы сохраните за собой положение “хозяина” или “хозяйки” сцены.
1. Постарайтесь сразу же оценить текущий уровень энергетики аудитории. Если есть такая  возможность – побудьте в зале среди зрителей непосредственно перед своим выступлением, понаблюдайте из-за кулис, “сраститесь” с залом. И затем – чуть-чуть “приподнимите”, с помощью освоенных Вами приёмов, свой уровень энергетики.
2. С самого начала своего выступления наблюдайте за изменениями энергетики в зале. Будьте готовы в любой момент при необходимости отреагировать изменением собственной энергетики, чтобы оставаться “на одной волне” с аудиторией. Тренируйте свою способность плавно менять уровень собственной энергетики.
Чтобы начать вести аудиторию, нужно сначала очень осторожно, плавно начать менять свой собственный уровень энергетики в нужную Вам сторону. И наблюдать за реакцией. Если через некоторое время аудитория начала следовать за Вами – отлично, можно двигаться дальше! Если нет, то скорее всего Вы действуете слишком быстро (или слишком медленно – если пытаетесь “раскачать” спящую аудиторию). Снова постарайтесь максимально состроиться с текущим состоянием аудитории и вновь попробуйте аккуратно повести аудиторию за собой.
Поначалу, такое ведение может показаться довольно сложным процессом, отнимающим слишком много внимания. Но, со временем, по мере освоения навыков ораторского выступления, ведение становится всё проще и наконец – станет для Вас совершенно обыденным делом!

Способы изменения уровня энергетики аудитории

Менять уровень энергетики аудитории можно не только через прямое ведение за собой. Существует много и других эффективных способов. Как правило, аудитории не хватает энергетики, поэтому чаще приходится её (энергетику) повышать.
Провокация – это способ, который позволяет очень быстро повысить энергетику аудитории. В качестве провокации можно использовать:
  • неожиданное начало выступления
  • “неадекватную” выходку, которая может даже слегка шокировать аудиторию (однако, хорошенько подумайте, какой может быть реакция)
  • весьма спорное высказывание, которое сразу порождает бурную реакцию в аудитории. В последнем случае будет разумно заранее предусмотреть дальнейшее использование возможных реплик, вопросов и других выражений эмоций из аудитории.

 

На видео: выступает Стив Балмер, генеральный директор корпорации “Майкрософт” с января 2008 года
Другими вариантами провокаций могут быть преднамеренные “ошибки” оратора, “задевание за живое” сидящих в зале, провокационные вопросы, которые могут породить дискуссию в аудитории. Важно быть начеку и сохранять контроль над ситуацией, чтобы аудитория оставалась управляемой. И ещё – никогда не следует ради провокации задевать религиозные чувства верующих и прочие местные “чувствительные места”, а то энергетика может так подскочить, что потом и костей не соберёте.
Юмор – всегда хорошо работает в сторону повышения энергетики. Конечно, если то, что говорит оратор – действительно смешно и он умеет шутить! Хорошая шутка срабатывает только в первый раз, поэтому полезно иметь “запас” шуток, афоризмов и весёлых “подводок” на разные ситуации. Кроме того, нужно помнить, что юмор должен соответствовать интеллектуальному уровню конкретной аудитории.

Будем честны: у каждого типа юмора есть своя аудитория. Вряд-ли в аудитории интеллигентных, умных людей вызовет бурный смех что-то из репертуара Петросяна или передачи “Аншлаг”. Там нужны другие шутки (хотя бывают и исключения). При этом я ни в коем случае не считаю их плохими. Просто они работают c другой группой населения…

С другой стороны – есть аудитории, в которых “туалетно-казарменный” юмор и “шутки ниже пояса” придутся очень кстати. И напротив: анекдот или афоризм, требующий высокого интеллекта и гибкости ума – в такой аудитории может вызвать недоумение или даже агрессию.

В целом, юмор хорош “к месту” и должен использоваться очень дозированно, если только Вы не выступаете в жанре “смехогенератора”.

Смена типа активности – более “мирный” способ изменения энергетики, который больше подходит для длительного выступления. Он позволяет в нужное время как понизить, так и повысить энергетику в зале.
Под типами активности здесь подразумеваются:
  1. Пассивное слушание – когда идёт одностороннее изложение материала. В ходе пассивного слушания энергетика в аудитории быстро снижается, зрители начинают “засыпать”.
  2. Активное слушание – когда в ходе изложения материала аудитории задаются вопросы (чаще риторические или закрытые) и предлагается реагировать, высказывать своё мнение. Это один из наиболее “долгоиграющих” стилей выступления, который позволяет мягко поддерживать энергетику на умеренно высоком уровне.
  3. Индивидуальная активность – часто применяется в ходе учебного процесса, когда каждый зритель может сделать собственные записи, наброски, ответить письменно на вопросы оратора или задать вопрос оратору (прислать записку с вопросом). В этом процессе можно как повысить энергетику – если процесс не занимает много времени и умственных усилий, так и понизить – если индивидуальные действия требуют спокойных размышлений, вдумчивости.
  4. Групповая активность – мощный инструмент для поднятия энергетики аудитории, особенно при длительном выступлении в рамках какого-то учебного процесса. Он может включать в себя совместные упражнения, обсуждения в мини-группах, ролевые игры, “мозговые штурмы”, соревнования и т.д. Для использования этого метода нужно научиться давать чёткие инструкции и ясно обозначать цели и результаты, чтобы люди могли сами себя направлять и чувствовать свой успех в ходе выполнения поставленных перед ними задач.
  5. Раунд вопросов-ответов – этот вид активности приемлем практически в любом выступлении. В ходе него аудитория получает возможность “вживую” пообщаться с выступающим, первой задавать вопросы и выслушать ответы. Этот приём позволяет как повысить, так и понизить энергетику аудитории, поскольку может легко включать в себя все другие способы изменения энергетики. Например в слишком “разыгравшейся” аудитории, привлечь внимание можно ответом на вопрос, который интересен всем, в ходе которого можно подстроившись, повести аудиторию “вниз” по шкале энергетики. Или наоборот, “встряхнуть” аудиторию, путём ведения или применив юмор или провокацию.
Все описанные приёмы целесообразно использовать в разных комбинациях, чтобы они помогали поддерживать аудиторию в оптимальном для каждого элемента выступления состоянии. При этом важно давать аудитории “отдыхать” между периодами высокой активности, иначе энергетика может неожиданно упасть до “нуля” и вместо аплодисментов в конце выступления оратор может услышать лишь шарканье обуви зрителей, выходящих из зала.
Полезно заранее, при планировании, учитывать естественные изменения состояния аудитории и подбирать подходящие способы воздействия. А потом – в ходе выступления – корректировать свой план исходя из реального положения дел.Ну и конечно же – нужно развивать свою речевую гибкость, умение красиво говорить и использовать нужные слова, которые могут повлиять на эмоции и чувства аудитории!
А Вы – какие способы обычно используете? Какие классные примеры управления энергетикой аудитории Вы видели лично или в фильмах, видеороликах и т.д.?
Как всегда – жду Ваших отзывов, мнений и вопросов!
>