На штурм!

Многие слышали этот термин: “Мозговой штурм”.

Это популярный способ генерации творческих необычных идей и поиска альтернативных решений – в бизнесе, в искусстве, в любой сфере творческой деятельности. Однако сегодня многие разочаровались в этом подходе и считают его “устаревшим” или “неэффективной тратой времени”.

Такое мнение – полная чушь! И вот почему…

Метод мозгового штурма был и остаётся одним из мощнейших инструментов активизации творческого потенциала – как отдельного человека, а особенно – группы людей. Просто, как это обычно и бывает, со временем утрачиваются важные кусочки знания и сегодня мало кто понимает, как ПРАВИЛЬНО нужно проводить мозговой штурм! В этой статье я расскажу Вам о том, о чём чаще всего забывают при проведении мозгового штурма. Зная все правила, Вы сможете находить совершенно необычные решения, далеко опередить конкурентов, вывести творческий потенциал группы людей, с которыми работаете – на небывалый уровень! И тогда, вложенное время окупится многократно!

А у Вас действительно есть из чего выбирать?

Принятие решения – это всегда выбор из нескольких альтернатив. Даже если кажется, что альтернативных вариантов не существует, то всё равно остается выбор – действовать или не действовать.
Чтобы принять качественное, эффективное решение, нужно иметь хорошие альтернативы для выбора. И чем их больше – тем больше у Вас свободы сделать хороший выбор!
В свою очередь хорошие альтернативы – это результат творческого поиска и отбора идей.
Одна из главных проблем, которая возникает при поиске хорошего решения заключается в том, что бывает довольно сложно выйти за рамки стандартного хода мыслей. А ведь именно способность взглянуть на ситуацию с новой точки зрения и определяет нашу способность находить хорошие, нестандартные решения. К сожалению, наш разум работает так, что мы скорее пытаемся идти по уже “проторенной дорожке”, неосознанно ограничивая полёт мысли. Даже если нам приходят в голову какие-то новые идеи, мы обычно сразу же себя одергиваем, останавливаем — при помощи многих аргументов о “невозможности”, “сложности” или “фантастичности” этих идей. И тем самым, мы не даём себе развить идею, нащупать новые ходы и необычные варианты.
Есть много хорошо зарекомендовавших себя инструментов, позволяющих творчески находить необычные варианты (альтернативы) решений, и “разбивать” существующие стереотипы мышления и ограничения нашего разума. Здесь мы рассмотрим лишь один из них –“Мозговой штурм”. Сегодня я расскажу Вам, как им ПРАВИЛЬНО пользоваться!

Что такое “Мозговой штурм”?

Метод мозгового штурма — оперативный метод решения задачи (проблемы) на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе и самых фантастических. И только затем, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть доработаны и использованы на практике. Такой подход помогает раскрепостить творческое начало, перевести мозг в состояние повышенной активности. Методом мозгового штурма можно неожиданно найти совершенно новые, нестандартные пути достижения поставленной цели.
Высокая результативность мозгового штурма достигается только при правильном выполнении всех правил его проведения!

Этапы и правила проведения мозгового штурма

В идеале, мозговой штурм – это групповая активность. Так появляется возможность совместного творчества, преумножения творческой активности участников. Но можно проводить его и самостоятельно. Очень важно следовать определённому порядку.
Мозговой штурм включает три обязательных этапа:

1. Постановка задачи (обозначение проблемы)

До начала мозгового штурма проблема должна быть четко сформулирована и структурирована. При групповой работе на этом этапе происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей

Это основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.
На этом этапе крайне важно следовать ключевым правилам:
  • Главное — количество идей!
Не ставьте никаких ограничений своим идеям! Не нужно делать идеи “разумными” или “реалистичными” на этом этапе.
Будьте настолько “сумасшедшими” на этом этапе, насколько удастся! Хотите “запрячь стадо из миллиона хомячков в поезд”? – Отлично! Использовать морских ежей для прочистки водостоков – почему нет? Сделать свой космический корабль из картона, чтоб был легче? Просто запишите эту идею и двигайтесь дальше!
Конечно же это не значит, что все идеи должны быть столь же фантастическими. Но главное правило: на этом этапе принимаются ЛЮБЫЕ идеи! Нужно лишь определить для себя время, которое Вы готовы уделить генерации идей. Например: “15 минут”, “1 час”. За это время Ваша задача (или задача Вашей группы) — непрерывно придумывать всё новые и новые идеи и очень быстро их фиксировать.  лучше просто вести аудио или видеозапись этого процесса, чтобы не тратить время на записывание идеи на бумаге. Чем больше идей – тем лучше! Чем быстрее Вы будете генерировать идеи, тем меньше будет включаться критика и оценка. Не нужно сразу же пытаться идею уточнить или правильно сформулировать – просто обозначайте ее и идите дальше! Идея может быть сколь угодно “сумасшедшей” — на данном этапе это не имеет никакого значения! Взвешивать и размышлять Вы будете позже.
Отсюда вытекает следующее правило:
  • Полный запрет на этом этапе на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей!
Дело в том, что состояние творческой генерации идей и состояние их оценки выполняются нашим мозгом совершенно разными способами, в них задействованы разные полушария нашего мозга. Поэтому, любая попытка оценивать, а уж тем более — критиковать или “взвешивать на весах реальности”, крайне вредны. Они отвлекают Вас от основной задачи: поиска альтернатив, сбивают творческий настрой и способны “в зародыше” убить идею, которая впоследствии после соответствующей доработки может оказаться “бриллиантом”. Мозг просто устаёт переключаться между творчеством и оценкой и качество его работы резко падает. Следите за собой (если делаете мозговой штурм сами) и за другими участниками – не началась ли критика, обсуждение или взвешивание идеи? Не зациклились ли вы на одной идее и уже начали ее оптимизировать и дорабатывать? Как только заметили такое – прекратите обсуждение этой идеи, зафиксируйте её в списке идей и двигайтесь дальше!
  • Необычные и даже абсурдные идеи только приветствуются!
Некоторым кажется, что такой процесс генерации идей, “далеких от реальности” является пустой тратой времени. Однако, как показывает опыт, такой процесс зачастую приносит идеи, которые стоят потраченного времени и многократно окупают затраченные усилия! Главное здесь — неукоснительно следовать правилам проведения мозгового штурма!

3. Группировка, отбор и оценка идей (альтернатив)

  • Идеи нужно сначала сгруппировать и начать их оценку
К этому этапу можно переходить только после того, как набрано задуманное количество идей или истекло отпущенное на их генерацию время.
Недоверие к мозговому штурму возникает “в народе” из-за того, что именно про этот этап часто забывают. Но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и сформулировать окончательный результат мозгового штурма. На этом (третьем) этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется! Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Мы подробно рассматриваем их в тренинге “Навигатор” .
На этапе группировки и отбора альтернатив важно не отбросить “невероятные” идеи, а оценить перспективность дальнейшего продумывания, творчески комбинировать разные идеи и отобрать некоторое количество идей для дальнейшего продумывания и “прорисовки”. После этого, отобранные идеи можно подвергнуть анализу по другим методикам, чтобы выбрать наилучший вариант.
К непосредственной оценке идей нужно будет перейти только после завершения процесса группировки и отбора.
Вот, в целом структура и правила мозгового штурма :
  1. Четкая формулировка проблемы, для которой требуется найти решение
  2. Максимальная скорость генерации идей (альтернатив) при полном запрете на обсуждения и критику
  3. Отдельный этап для группировки и отбора наиболее ценных идей для дальнейшей доработки
Следуя в точности этим рекомендациям, можно найти совершенно новые пути и неожиданно обнаружить, что решение может быть гораздо лучшим, нежели казалось вначале!

Более подробно этот метод и другие способы генерации альтернатив, практические приёмы  нахождения верных решений, Вы сможете освоить на тренинге “Навигатор – мастерство принимать верные решения”

А в моей книге “Гений решений!” я собрал лучшие методики принятия решений и выбора из множества альтернатив. Моей целью было создать книгу, которая за минимум времени, затраченного на чтение – даст Вам максимум информации, практичной и применимой, которой можно пользоваться сразу, в процессе чтения. Если Вы хотите научиться принимать наиболее верные решения во всех областях своей жизни — эта книга Вам очень пригодится!

Я буду рад Вашим комментариям, мнениям и с удовольствием отвечу на вопросы!

>