Что такое остаточное впечатление и как им управлять

Самопрезентация: как создать хорошее остаточное впечатление от Вашего выступления?

Иногда приходится видеть такое: оратор блестяще выступил, всем понравился. Он (или она) замечательно говорил, эмоционально завёл аудиторию и все уже были готовы идти за ним буквально “и в огонь, и в воду”! Но вот, выступление закончилось, проходит совсем немного времени и… “чары рассеиваются”. Эмоции зрителей уступают место рассудочному восприятию и отношение к выступлению начинает быстро меняться. Иногда – просто уменьшается мотивация аудитории на действие. В других случаях происходит полный пересмотр первого впечатления об ораторе, а иногда меняется и отношение к самому содержанию и идее выступления. То, что в зале было воспринято “на ура”, вечером дома воспринимается совершенно иначе.

Почему это происходит? Возможно, потому, что оратор забыл о том, что самопрезентация  идёт не только во время выступления. Важно ещё помнить, что она продолжается и после выступления!
Есть такое понятие – “остаточное впечатление”. Это – как послевкусие после глотка вина. Можно представить его себе, как медленное затухание и изменение эмоциональных реакций, порождённых выступлением и эмоциональным контактом зрителей с оратором.
Если остаточное впечатление слабое, то выступление и эмоции быстро забываются и человек начинает относиться к оратору и его речи нейтрально или вовсе не помнит ни сути выступления, ни самого оратора.
А может быть сильным (причём – как положительным, так и отрицательным) – это когда и по прошествии долгого времени люди, присутствовавшие на выступлении всё ещё переживают сильные эмоции.

 

Также возможны разные варианты развития сильного остаточного впечатления во времени.

В первом варианте, сильные эмоции постепенно затухают, но зрители помнят оратора и суть его выступления. Тогда они ещё долго остаются мотивированными на действия, к которым оратор их призывал. После такого выступления, оратору будет гораздо легче “раскачать” зрителей в следующий раз, когда он будет перед ними выступать.
Существует ещё один удивительный вариант развития событий (см. рис. 3): когда непосредственно сразу после выступления, эмоции зрителей умеренно высокие, близкие к обычному эмоциональному фону.

Иногда возможно даже негативное отношение – просто из-за  не оправдавшихся ожиданий от выступления.  Но, с течением времени они вместо того, чтобы ослабевать – начинают нарастать, выступление оратора буквально “стоит перед глазами” и его голос, лицо, движения и идеи просто не выходят из головы! Это кажется сложным, но и такой вариант вполне возможно заранее спланировать и осуществить!

Наверное, сам собой напрашивается вопрос – какой же вариант предпочтительнее? Это зависит от Ваших целей, которые должны выполниться благодаря выступлению.

Если Вашей задачей является немедленное проявление активности со стороны аудитории, если Вы хотите, чтобы буквально сразу после выступления люди встали и пошли действовать, тогда наиболее подходящей задачей будет создать сильное сиюминутное впечатление, которое интенсивно “работает” сразу после выступления. (как на рисунке 2)

Если для осуществления действий, к которым Вы призываете аудиторию требуется много времени и стараний или эти действия нужно осуществить значительно позже Вашего выступления – идеален вариант с “отсроченным” нарастанием остаточных эмоций и мотивации (как на рис. 3).

Что же касается влияния позитивных и негативных эмоций – тут возможны варианты. Разумеется, приятные воспоминания о Вас и о выступлении, в первую очередь порождаются приятными эмоциями, которые зритель переживал в ходе выступления. И полезно стараться поддерживать эти эмоции, воодушевлять зрителей и собой и своими словами. Но бывают такие ситуации, в которых наиболее эффективным будет воздействие именно негативных эмоций. Важно лишь помнить, что, вызывая у аудитории негативные эмоции, Вам как оратору нужно уметь с ними справляться и направлять их в нужное русло иначе они обратятся против Вас и Ваших идей.

В любом случае, оратор, выступая перед большим количеством людей, вызывает  у каждого очень разные эмоции. Нет никакой возможности сделать так, чтобы Вас любили все поголовно. Как говорится в поговорке: “Вы – не золотой червонец, чтобы всем нравиться”. Сколько людей – столько и вариантов. Однако, можно добиваться такого мастерства, при котором “средняя температура по больнице” (отношение аудитории к Вам) будет именно такой, как Вы задумали.

Как спланировать остаточное впечатление

Чтобы добиться правильного впечатления, нужно заранее его подготовить.

  1. Определите главную цель своего выступления: что ваши зрители должны сделать? Какого действия вы от них ожидаете? Могут ли они его совершить сразу или им потребуется для этого время после выступления?
  2. Где они находятся по отношению к этой цели? Каковы их убеждения, сомнения, возражения? В чём они скорее всего согласны с Вами, а в чем – нет?
  3. Подумайте о том, какой вариант будет оптимальным – сильное впечатление непосредственно на выступлении или постепенно нарастающее, которое “догонит” аудиторию позже.
  4. Выберите способы, которыми будете создавать впечатление. Это могут быть: ваша внешность, необычные начало и завершение выступления (они обычно лучше всего запоминаются). Могут пригодиться яркие цитаты, удивительные факты, графики и иллюстрации. Их задача – удивить, показать с необычного ракурса проблему или её решение. Отлично работают подходящие примеры-анекдоты. Они хорошо запоминаются. Но только, если вызывают дружный смех и высмеивают именно сомнения и предубеждения против Вашей идеи.
  5. Хорошо работают запоминающиеся эмоциональные и немного провокативные высказывания, заставляющие аудиторию ввязаться в спор с Вами. Но у Вас должен быть ясный, чёткий и неопровержимый аргумент, которым Вы публично разобьете всю аргументацию отдельных оппонентов. А лучше – ещё два или три таких аргумента иметь про запас.
  6. Определите, исходя из своих предположений о составе аудитории и теме выступления – как то, о чём Вы будете говорить, будет находить свои подтверждения в жизни людей после выступления? Люди всегда замечают вокруг то, о чём думают. Заранее представьте себе ситуации, в которых они смогут найти подтверждение Вашим словам. И упоминайте эти ситуации в ходе выступления. Тогда, попав в эти ситуации, зрители каждый раз будут вспоминать Ваши слова.
  7. Позаботьтесь о том, чтобы Ваш внешний вид был одновременно и запоминающимся, и вписывался в ожидания аудитории о том, как должен выглядеть человек, которому можно верить.

Помните, что наполовину впечатление от Вашего выступления зависит от Вашей искренней веры в то, о чём Вы говорите. Мы – эмоциональные существа. Эмоциональность в сочетании с уверенностью в своих словах – это главные носители впечатления. История знает немало примеров, когда откровенно слабые технически ораторы производили на аудиторию мощнейшее впечатление – просто потому что делились с ней тем, во что искренне верили и чего страстно  желали и мечтали.

Удачи Вам в ваших выступлениях!

>